Истоки и течение живописи бамбука

Ли Си-Чжай говорил:
     Писать тушью бамбук я вначале учился у Ван Дань-Го, затем постигал приемы почтенного Хуан Хуа. Сам же Хуан учился у Вэнь Ху-Чжоу, пытливо разыскивал подлинные творения Ху-Чжоу и исследовал их таин-ственную прелесть, стремился познать стиль древних мастеров -контур-ный рисунок с подцветкой (гоулэчжусэ) - начиная с Ван Ючэна, Сяо Се-Люя, Ли По, Хуан Цюаня, Цуй Бо, У Юань-Юя и других... Некоторые считают, что до Юй-Кэ [Вэнь Тун] ценился только контурный метод с подцветкой. Другие говорят, что в период Пяти династий госпо-жа Ли увидела тень от бамбука на окне при лунном свете, и так создалась живопись бамбука тушью. Однако Сунь Вэй и Чжан Ли прославились еще при Танах своей монохромной живописью бамбука. Значит, она возникла не в период Пяти династий. Шань-гу (Хуан Тин-цзянь) говорил: "У Дао-цзы писал бамбук, не прибегая к киновари и лазури, и добивался полного сходства". Значит, идея монохромной живописи бамбука идет от У Дао-цзы. Художники при Танах были мастерами и в том и в другом.
     Со времени Вэнь Ху-Чжоу монохромная живопись бамбука становится единственным стилем. Действительно, он был подобен солнцу в зените на ясном небе, когда меркнет свет фонарей. В каждом последующем поколе-нии непременно был кто-нибудь, кто наследовал его метод. В ту же пору жил и [Су] Дун-По (Су Ши), который считал [Вэнь] Ху-Чжоу своим учителем. Их современники учились одновременно и у Ху-Чжоу и у Дун-По. Подобно светильникам, они лучами своей славы осветили прошлое и настоящее.
     Цзиньские мастера Вань-Янь и Шу-Сянь, юаньские художники [Ли] Си-Чжай, отец и сын, Цзыжаньлаожэнь и Лаошаньлаожэнь, минские - Ван Мэн-дуань и Ся Чжун-чжао - воистину они подобны цветку с пятью лепестками и дополняют друг друга. Вэнь Ху-чжоу, Ли Си-чжай, Дин Цзы-цин - каждый написал по книге, в которой раскрывает свой метод. Можно сказать, внушительное собрание талантов! Кроме того, Сун Чжун-вэнь писал бамбук красной краской (чжучжу), Чэн Тан применял в живописи бамбука пурпурный цзы.
     Цзе Чу-чжун писал бамбук под снегом, Юань Янь-лян писал бамбук сорта "фан". Все они образуют ответвления названных школ, подобно тому как в буддизме Чань есть святые, не принадлежащие к какой-либо секте (сеньшэн).

Метод монохромной живописи

     Рисуя бамбук, надо поначалу установить стебель. Установишь стебель - оставь место для узлов. Звенья к вершине непременно короткие; те, что в середине, немного длиннее, а у основания опять короче. Избегай вздутий, наростов, слишком сухой или слишком темной туши. Соразмерь короткое и длинное. У стебля должно как бы ограничить две стороны.
     Узлы же цзе поддерживают звенья сверху и снизу. Структура их подобна полу-окружности или иероглифу "синь" (сердце) без точек. У пятого узла от земли начинают расти ветви и листва. Изображая листья, тушью насыть [кисть]. И каждый штрих делай без колебаний и нерешительности. Листья бамбука естественно заострены, но не так, как у персика или ивы. Движения руки пусть соответственно будут легкими или тяжелыми. Листья в форме иероглифа "гэ" - непременно пиши штрихом по, в форме иероглифа "жэнь" - штрихом фэнь. Листья у верхушки ветки обязательно собери как "хвост феникса" - цуаньфэнвэй. Правые и левые словно смотрят [друг на друга]. Правильно и регулярно на разных уровнях. Каждая веточка - из узелка, каждый листок - из веточки.
     На ветру в ясную погоду, 'под дождем, в росе бамбук каждый раз имеет разное положение. Он склоненный или прямой, скрывается или на виду - каждый имеет свою форму и позу. Повороты в сторону, наклон вниз и стремление вверх- каждое положение заключает особую идею и закономерность. Пойми все душой, тогда овладеешь и этим методом. Если хоть одна веточка не на своем месте, если хоть один листок не там, где он должен быть, в куске яшмы появится изъян, вся композиция будет испорчена.

Метод построения композиции

     При монохромном изображении бамбука выдели четыре части [растения]- стебель, узлы, ветви и листья.
Если же не следовать правилам, время и силы будут потеряны, а картину не сможешь создать.
Когда промачиваешь тушью [бумагу], у тебя должна она быть и светлая и темная, опускай кисть то тяжелую, то легкую. Изучай штрих, идущий справа налево и слева направо, шунь, знай, что убрать, что добавить, тонко передавай оттенки темной и светлой тушью, выделяя этим засохшие и цветущие. Пристально посмотри на ветви и листья. Живые ветви и листья непременно соответственно и ясно размести. Шань-гу говорил: "Если ветви растут не точно из узлов, то листья в беспорядке, не имеют опоры". В каждом штрихе должна жить идея, каждое положение должно быть естественным. Со всех сторон все окружено, каждая веточка и листок в живом движении. Только так создается бамбук. Хотя очень многие с древности и поныне писали бамбук, но только немногие делали это действительно великолепно. Его писали или слишком просто,'или слишком сложно. Иногда корни и стебли великолепно расположены, а в рисунке ветвей и листвы есть ошибки. Или же композиция четкая и ясная, но нет определенности в рисунке листьев в различных поворотах, или они как бы обрезаны ножом, или тело бамбука сухое и колючее. Тогда получается грубое и банальное произведение. Об этом можно говорить долго.

Есть произведения, несколько отличающиеся от общепринятых, - в них достигают лишь красоты - мэй, но едва ли достигают совершенства - шанъ. Вэнь Ху-чжоу стоит особо - Небо наградило его огромным талантом. Это был мудрец, обладающий живым знанием, его кисть была исполнена божественной силы, его искусство было в гармонии с деяниями Неба. Он проскакал галопом все школы и методы, миновал пороки и пошлость. Следуя велению сердца, он смог осуществить свои замыслы, не нарушая правил. Те же, кто пришли после него, дабы избежать грубости и банальности, у него должны учиться своим обязанностям.

Как писать стебель

     Если изображаешь только один-два побега, то тушь может быть произвольных оттенков. Если же три и больше, то передние побеги пиши темной тушью, задние - посветлее, потому что одним тоном уже нельзя передать передний и задний план. Хотя каждый узел от верхушки до корней написан один под другим, надо [добиться], чтобы кисть выражала идею нанизывания. Рисуя весь стебель, оставляй места для узлов. У корней и у верхушки звенья короткие, в середине чуть длиннее.
      Для каждого стебля цвет туши должен быть однородным, движение кисти-точное и ровное. Линии, создающие стебель, должны передавать его округлость и положение [в пространстве]. Если же [в рисунке] на стебле есть какие-то вздутия, он сдвинут набок. Тона туши неровные, излишне грубая или слишком тонкая линия, слишком сухая кисть или очень темная тушь, пустоты в узлах, слишком длинные или короткие звенья-всего этого надо избегать, рисуя бамбук. Нельзя осквернять законы искусства.
     Что же можно увидеть у вульгарных художников? Они переносят в бамбук метелку тростника и кору ясеня; рисуя стебель, промачивают тушью бумагу, не различают верхушки и основания, штрихи наносят одинаковой толщины, [стебли у них] как деревянные - ровные, совсем без округлостей и углублений. Такое может лишь рассмешить - не следуй им.

Как рисовать узлы

     После того как установлен стебель, самое трудное писать узлы. Первый верхний узел должен быть [слегка] прикрыт первым нижним. И первый нижний пусть как бы поддерживает верхний. И хотя они разъединены, должна быть выражена идея единства между ними. Верхняя линия долж-на быть приподнята на концах, а середина опущена в форме иероглифов "сердце" или "луна" Л - так будет видно, что стебель круглый. Нижняя линия должна следовать за верхней, подхватывая ее, - так естественно выразится идея взаимозависимости.
     Они, [узлы], не должны быть слишком большими или слишком маленьки-ми. Если они очень большие, то похожи на вращающиеся кольца; если слишком маленькие, то подобны палочкам туши. Они не должны быть сильно изогнуты, не должны слишком далеко отстоять друг от друга. Если они сильно изогнуты, то похожи на позвонки; если они далеко друг от друга, то нет связи между ними и исчезает ощущение жизнен-ности.

Как рисовать веточки

     В рисунке веточек каждая [часть] имеет название. Место, откуда растут листья, называется динсянтоу - "верхушка гвоздичного дерева". Место, где они собраны, называется цюэчжао - "коготки птицы". Прямо стоящие побеги называются чайгу - "шпильки", те же, что торчат со всех сто-рон, называются динде-"нагромождение гвоздей". Листья, которые пока-заны выходящими изнутри, называются пэнтяо - "прыгающие вокруг". Каждый штрих пусть будет сильным, полным, выражает живую идею;
     кисть пусть движется размеренно и четко, без замедлений. Старые ветви-негнущиеся, прямые; их узлы-сухие и тощие, большие и бугристые. Молодые побеги-нежные, прелестные и послушные; их уз-лы - маленькие и ровные.
     Когда листьев много, ветви изгибаются, когда же немного, ветви высоко и гордо подняты. Ветви под дождем, ветви на ветру совершенно различны. Рисуй их, изменяя форму соответственно моменту. Нельзя ограничиваться только одним правилом.
Инь Бо и Юнь Ван сразу писали ветви и узлы. Это оригинальный метод. Ныне никто не осмеливается браться за него.

Как писать листья

     Движения кистью пусть будут острые и отточенные -- где ставят акцент,  где касаются [бумаги] слегка.
     Если же будут заминки, остановки, получится грубовато, не будет передана заостренность листа. В рисовании бамбука это самая трудная ступень. И если умения не хватает - оставь живопись бамбука. [В рисунке листьев] существует .несколько запретов, их учащийся должен знать. Грубости избегай - листья уподобятся листьям персика. Тонкости избегай - листья уподобятся ивовым листьям. Не рисуй их одиноко стоящими, не размещай параллельно, не пиши подобно иероглифу "ю" или иероглифу "цзин" , не уподобляй их пальцам руки или крыльям стрекозы. Листья, отяжеленные росой или дождем, свисают, на ветру наклонены, под снегом придавлены. Они [видны] или с изнанки, или с лица, опущены или приподняты. У каждого неповторимое положение. Нельзя их изобра-жать одинаково. Уподобь их шелку с темными размывами.

 

Контурный метод

     Прежде всего обуглившейся палочкой наметь стебель бамбука, затем раздели ветви на правые и левые, после чего тушью нанеси очертания листьев. Сделав листья, приступай к их опоре - стеблю, ветвям и узлам. Каждую часть прорисуй. Тогда на концах ветвей расположи листья в форме цзюе-чжао - "когти птицы". Расположи их по-разному - в одну сторону и в разные - один отвернулся от другого. Четко видны их ярусы. Делая контур то темной, то светлой тушью, передашь стебли на переднем и заднем планах. Передний план - потемнее, задний - посветлее. Вот, собственно,. каков метод рисунка бамбука контуром. Изображение освещенной и теневой, лицевой и оборотной сторон бамбука, стебля и листьев такое же, как при письме бамбука одной тушью, - можно в общем [этим методом] руководствоваться.

Тайна монохромной живописи бамбука, обобщенная в песне

    Хуан Лао первым стал писать [бамбук] контуром. Дун-по и Юй-кэ начали писать тушью. Госпожа Ли увидела его тень в окне. Си-чжай, Ся и Люй - все писали одинаково: стебель-стилем чжуаньвэнь. узлы-лишу, ветви - цаошу, а листья - стилем кайшу. Много стилей в каллиграфии, эти четыре - самые важные, их надо знать назубок. Шелк и бумага - прекрасного качества; тушь - свежая и спокойная, кисть - быстрая и безошибочная. Не надо, чтоб раздваивался кончик кисти. Не опускай кисть, представь сначала себе идею. Каждый листок, каждая веточка связаны друг с другом. Листья в форме иероглифа "фэнь" пиши штрихом цзи. Листья в форме иероглифа "гэ"-- -штрихом по. Если листья редкие, то и на свитке редкие, если они частые, то и на свитке частые. Когда их много, пусть они не будут хаотичны; когда же их мало, пусть они заполняют пустоты. Бамбук на ветру - стебель упругий, а листья разметались беспорядочно, побеги наклонены, будто испуганные вороны улетают из леса.  
    Бамбук под дождем распластался почти горизонтально, и как может быть иначе?!
    В ясный день бамбук расставлен подобно иероглифу "жэнь"- молодые побеги единым пучком, старые - вроде пары шпилек. Прежде пиши мелкую листву у верхушки веток. На макушке листья должны быть побольше.
Бамбук в росе пиши таким же, каков [он] под дождем - в ясный день он не сгибается, в дождь не стоит прямо. В завершающей части располагается одна [длинная] ветвь. Верхушки веток проглядывают сквозь листья в форме иероглифа "гэ" .
    Когда пишешь бамбук под снегом, наклей промасленное полотно, чтобы рисовать его.
    Под долгим дождем ветви клонятся книзу. Листья, покрытые снегом, вроде громадных зубцов. Когда снимешь промасленное полотно, увидишь драгоценности из льда.
    Надо знать недостатки письма бамбука этим методом. Кисть [слишком] высоко нависает, структура слишком выявлена. Когда мысль ленива, не стоит браться за кисть, пиши в спокойном и светлом состоянии души. Избегай, чтобы стебель напоминал барабанную палочку, не пиши звенья одинаковой длины. Избегай выстраивать стебли подобно изгороди, не пиши листья в одном положении, не делай их подобными иероглифу "цзин" , крыльям стрекозы и пальцам руки, пусть они не выглядят как листья персика или листья сливы. Когда опускаешь кисть, не поддавайся боязни, избегай спешки, сердцем старайся постигнуть тайну. Когда пишут испорченной кистью, то создаются нагромождения. Если пишешь столько, что использованные кисти образуют холм, не бойся, что люди не похвалят. Старые стебли бамбука тянутся вверх, длинные ветви колышутся, он перенес холод, и снег на нем вроде сверкающих драгоценностей. На ветру, в ясный день, в дождь и снег, при лунном свете и в облаках, в самые холода благородная душа бамбука скрыта в его груди. Пейзажи реки Сян , красивые сады [реки] Ци , семисложные стихи и поэмы об Э-сян, десять тысяч стеблей, они в полном соответствии - художники и поэты счастливы встрече с ними.     Секрет рисунка стебля
Звенья бамбука в середине длинные, а сверху и снизу короткие. Нужно, чтобы искривлены были только узлы, но стебель не искривлен. Каждое звено стебля отмечено узлом, но пусть они будут разной длины. Нужно, чтобы густое и бледное, светлое и темное - ян и инъ - детально были переданы и ясно ощущались.

Секрет живописи узлов

Когда стебель нарисован, тогда пишутся узлы, темной тушью их надо выделить. Опущенные или запрокинутые, они должны быть как живые, ветви растут из них

Секрет расположения ветве

Ветви располагай справа и слева - они никогда не бывают с одной стороны. Листья на концах ветвей подобны коготкам птицы - цюэчжао. Всю форму воплоти в штрихах кистью.

Секрет изображения листвы

В таинстве живописи бамбука листья - самое сложное. [Они] возникают из кончика кисти, рождаются из кончиков пальцев. Старые и юные непременно отличны. Соблюдай соответствие инь и ян. Ветви прежде всего несут листья, листья обязательно прикрывают стебель. Каждый листок дополняет другой, пусть они как бы летают и танцуют. Сиротливый - один,. примкнули два, соединились три, смешались пять. Весной побеги молодого бамбука начинают прорастать вверх. Летом он очень темный, клонится книзу. Осенью и зимой он грациозен под инеем и снегом. Поэтому отнесен к высокому роду сосен и "мэйхуа". В ясную погоду стебель, ветви и листья устремлены вверх. Когда же туман или снег- стебель, ветви и листья поникшие. Когда легкий ветерок - не располагай его, [бамбук], горизонтально, как иероглиф "и" . В сильный дождь не уподобляй его иероглифу "жэнь". Каждый лист пусть затеняет, пересекает другой. Самое главное - избегай рисовать слишком большое их нагромождение, чтоб они не казались повторяющимися; стремясь разделить ветви на передние и задние, делай это соответственно темным и светлым оттенками туши.
[В рисунке] листьев избегай четырех ошибок: не делай их одинаковой дли-ны и на одинаковой высоте, не делай их острыми, как камыш, или тонки-ми, как листья ивы. Когда изображаешь три листочка, пусть они не походят на иероглиф "чуань", когда их пять, не уподобляй [растопыренным] пальцам руки. Пиши лист одним штрихом. Для двух-трех листьев приме-няй двойной "фэнь" или "гэ". При этом их обязательно тщательно размести, присоедини еще боковые листья. Тонким штрихом соедини их. Стоящие подряд - разрывай, обрубленные - соединяй. Если пишешь бамбук, прежде всего поставь стебель, вырасти ветви, точками выдели узлы. Изучая творения предшественников, мы увидим, что тайна живописи бамбука полностью заключена в листьях. Эту древнюю тайну я переложил в длинную песню, чтобы все применяли метод старых мастеров.